К основному контенту

Минималистическая RTOS

В моём гнезде прибавление.

В смысле, алгоритм вылупился. Не скажу, чтобы исключительно новый, вряд ли гениальный, но, мне кажется, заслуживающий внимания.

Преамбула

Что мы понимаем под понятием "таймер"? Ну, не в смысле задатчика времени варки яиц всмятку, а в программировании? Это некая функция, которая "сама по себе" выполняется через заданные интервалы времени. Или же чуть иначе: функция выполнится через заданный интервал времени однократно. Наконец, и третья интерпретация тоже имеет место быть: таймер - это некий счетчик, который сам по себе считает, а мы можем время от времени поглядывать на его значение и принимать какие-то решения.

Амбула

Как обычно реализуются таймеры в микроконтроллерном программировании? Безусловно, наиболее удобно - с задействованием аппаратных таймеров-счетчиков и прерываний от них. Существует вариант реализации и без этого, но сие удовольствие надо оставить пациентам более строгого режима лечения. С прерыванием от аппаратного таймера все понятно, но их количество (аппаратных счетчиков я имею ввиду) ограничено. И поэтому в общем случае используется модель "программных" таймеров на основе одного прерывания от аппаратного. Вот как, например, выглядит один из простейших вариантов:

#define TIMER_CNT	5
static volatile uint8_t timer[TIMER_CNT];

// обработчик прерывания от таймера, вызывается каждую миллисекунду
ISR(TIMER_vect){
  for(uint8_t i=0; i<TIMER_CNT; i++){
    if(timer[i]) timer[i]--;
  }
}

// вот так можно ограничить длительность цикла интервалом времени в 100 мс
timer[0] = 100;
while(timer[0]){
  // что-то длительное
  if(какое-то-условие-неизвестно-когда-возникающее) break;
}
if(!timer[0]){
  // из цикла вышли по таймауту
} else {
  // из цикла вышли по условию
}

Вроде бы, все просто и понятно. И даже удобно. Я сам 100 раз так делал!

Но есть и неприятности. Во-первых, надо постоянно следить за тем, какой "номер" таймера задействован в том или ином участке кода. Когда таймеров два или три - проблемы нет, а когда в разных функциях в разных модулях их по нескольку штук, можно и запутаться. Во-вторых, массив timer должен быть глобальным, что само по себе не страшно, но как-то не комильфо... В-третьих, сделать таймер не однобайтным, а двухбайтным, чтобы иметь возможность отсчитывать большие интервалы времени, уже так красиво не выйдет - следует обеспечивать атомарный доступ к значению счетчика... И главное: этот подход реализует только последний вариант таймера из числа рассмотренных в преамбуле, т.е. гибкость его ограничена.

Путем нехитрых манипуляций можно заметно улучшить ситуацию. Хотя и несколько усложнив код:

#include <util/atomic.h>
  
#define TIMER_CNT	5

typedef uint8_t (*tmr_func)(void);  
typedef struct{
  uint16_t	counter;
  uint16_t	duration;
  tmr_func	func;
} timer_t;

static volatile timer_t timer[TIMER_CNT];

ISR(TIMER_vect){
  for(uint8_t i=0; i<TIMER_CNT; i++){
    if(timer[i].counter){
      timer[i].counter--;
      if((timer[i].counter == 0) && (timer[i].func != NULL))
        if(timer[i].func()) timer[i].counter = timer[i].duration;
    }
  }
}

void timer_start(uint8_t t, uint16_t duration, tmr_func f){
  ATOMIC_BLOCK(ATOMIC_RESTORESTATE){
    timer[t].counter = duration;
    timer[t].duration = duration;
    timer[t].func = f;
  }
}

uint8_t timer_out(uint8_t t){
  ATOMIC_BLOCK(ATOMIC_RESTORESTATE){
    return timer[t].counter == 0;
  }
}

// вот так можно заставить светодиоды мигать с разной частотой
static uint8_t blink_led1(void){
  PORTB ^= 1<<0; // светодиод на нулевой линии порта
  return 1; // для перезапуска функции
}

static uint8_t blink_led2(void){
  PORTB ^= 1<<1; // светодиод на первой линии порта
  return 1; // для перезапуска функции
}

timer_start(0, 500, blink_led1);
timer_start(0, 300, blink_led2);

while(1){
  // тут что-то делаем, а светодиоды тем временем мигают каждый по-своему
}

Разумеется, здесь уже и атомарность доступа к значению счетчика реализована (ценой вызова отдельной функции), и все варианты из преамбулы тоже. Надеюсь, очевидно, что если переданная в таймер функция вернет 0, она больше не будет вызываться после того, как таймер истечет? Чем вам не RTOS в минимальном виде? Главное условие в применимости такого подхода - предельно быстрое исполнение таймерной функции. Но при использовании автоматов состояний этим способом можно решать большой спектр практических задач.

Но проблема с "учетом" таймеров осталась. Да и если вы вдруг станете нуждаться в бОльшем количестве таймеров, чем TIMER_CNT, вам придется эту константу менять. И в случае, если вы модифицируете старый проект, и старое количество таймеров вам не нужно, то тоже надо это вручную менять. Мелочь, а неприятно.

Хорошо было бы, если бы в любом месте кода описал свой отдельный static (т.е. невидимый другим) таймер, и пользуешься им. Не нужен -удалил его описание, и не пользуешься. А "система" сама заботится о том, чтобы таймер "тикал" или не "тикал", если не нужен.

И обычно для этого используют возможности RTOS.

Хотя... Хотя максимальное количество выделяемых RTOS таймеров по запросу пользователя тоже ограничено значением какой-то константы... Но и из этого исхода есть выход! Только об этом в следующий раз. Т.е. о самом главном я и не сказал...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Все ниже, и ниже, и ниже... стремим CLK AVR...

Как ни посмотришь, так все всегда в гонке... Выше, больше, быстрее, потом еще больше, еще выше, еще быстрее... Мегагерцы, Гигагерцы... А потом нервные срывы и - милости просим к нам в гнездо, в комнату с белым потолком, с правом на надежду! И это еще хорошо, если так повезет... А кому это надо? Мне, например, не надо. Свой последний проект на микроконтроллере AVR я сделал на тактовой частоте в 32768 Гц. Ни больше, ни меньше, а 32 килогерца. Само собой, это вышло не специально... Просто решил делать часы на микроконтроллере, в котором нет аппаратного таймера специально под организацию часов реального времени... Ну и самым простым оказалось перевести весь проект на тактирование от часового кварца.  А чего такого? Это самая низкая из доступных "по умолчанию" частот (даже тактирование от генератора WDT и то на большей частоте получается - порядка 100 кГц), при том стабильная, ибо кварц.  И вышло так, что практически никаких ограничений в процессе написания прошивки я не испытывал...

Раздвоение личности

Всего у человека по два, ну, почти всего: два глаза, две ноги, две почки... Два компьютера. Бывает, что и не два, а больше. Но голова у человека все-таки одна, и, хотя рук две, работать приходится ею одной, а в этом случае количество компьютеров не плюс, а скорее минус. Вот два монитора, или, тем более, больше - это да, это помогает... Но, как я уже ранее упоминал, есть способы головную боль уменьшить и в этом случае.

Музей древностей

Был я молод, был я весел... Даже имел свой блог на сайте Паяльник (не к ночи будь сказано). Но, паяльник на то и паяльник, что неугодным его можно вставить в... в общем, вставить. А это неприятно, поверьте мне... В общем, забанили меня там. Поэтому новый личный блог я начал с переноса оттуда сюда буйной головы своих раздумий... Коллекция древностей будет пополняться, по мере сил. А потом пойдет пополнение уже свежачком...