К основному контенту

Параллельная работа с 1-wire

Продолжая свой полет, неожиданно сделал давно задуманную, да почему-то постоянно откладываемую на потом, штуку... А именно: параллельный опрос нескольких термодатчиков семейства DS18x20.

Дело в том, что у этих датчиков в качестве плюса технологии позиционируется обращение по уникальному адресу, что позволяет повесить на 2 провода хоть сотню датчиков и с каждым работать индивидуально. Плюс-то это плюс, да, как любой плюс, состоит из двух минусов (один вдоль, другой поперек).

Последовательный опрос нескольких датчиков, хоть по адресу хоть без увеличивает общее время опроса пропорционально количеству датчиков. В частности, в моих личных играх опрос 8 датчиков последовательно затягивался почти на 100 мс. С учетом того, что примерно половина этого времени будет требовать запрета прерываний (кусочками по 65 мкс примерно), такая длительность выглядит не очень хорошо.

Кроме того, при "адресной" работе даже с тремя датчиками возникает проблема иного рода, так сказать, верхнеуровневая. Устройство должно как-то опознавать назначение каждого датчика по его адресу - этот измеряет температуру на улице, этот - в помещении, а этот - воду в системе отопления. И как вы себе представляете процесс присваивания "назначений" адресам этих датчиков? Сами по себе датчики никакой маркировки о собственном номере не имеют, т.е. на глаз их отличить невозможно. И получается геморрой. А когда датчиков восемь - геморроев на 1 человека получается слишком много...

Нет, если вы делаете для себя, то вы, конечно, можете адреса этих датчиков и вручную прописать в программу, и красочкой их пометить... А если это "на сторону" устройство? А если датчик в процессе эксплуатации выйдет из строя и потребует замены? Вот зачем пользователю все эти проблемы с сопоставлением адреса датчика и функцией устройства? С моей точки зрения - оно ему не нужно.

Альтернатива - повесить на один порт один датчик, а портов задействовать столько, сколько надо. Минус, конечно, есть, и не маленький - расход пинов микроконтроллера. Зато плюсов существенно больше. 

Во-первых, нет гемора с адресацией: любой датчик используется в режиме SKIP_ROM, потому как он единственный на своей линии. Достаточно к линии порта, ответственной за температуру на улице, подключить уличный датчик, и "соответствие" автоматически обеспечено.

Во-вторых, считывать информацию с датчиков, подключенных к одному порту, можно одновременно, т.е. по сравнению с "последовательным опросом" многократно быстрее!

Идея проста, как колумбово яйцо (правое): управляя не отдельным битом порта, а сразу всеми битами, формируются тайм-слоты чтения (при записи тоже ничто не препятствует, но это менее интересно, т.к. одновременная запись в "обычную" цепочку 1-wire датчиков возможна и так), и считывание битов из 8 линий происходит одновременно. Т.е. вместо 72 битов из одного датчика мы получаем 8х72 бита из 8-и датчиков. Накопив в отдельный массив эти 72 байта за время опроса ОДНОГО датчика, мы затем можем пройтись по этому массиву и выделить информацию каждого из восьми... Ну понятно же, что в 0-ом бите всех байтов массива будут биты из датчика с линии 0, в 1-ом бите - из датчика с линии 1 и т.д.

Поскольку обработка массива может вестись на предельной частоте микроконтроллера, длиться она будет крайне незначительное время, не смотря на кажущуюся громоздкость. В частности, в своих играх я получаю информацию с 8-и параллельно подключенных к одному порту датчиков за 12 мс (примерно) - ощутите разницу! Ровно (на самом деле нет) в 8 раз быстрее, чем традиционным способом.

Так что если интересуетесь многодатчиковыми системами контроля температуры - рекомендую.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Все ниже, и ниже, и ниже... стремим CLK AVR...

Как ни посмотришь, так все всегда в гонке... Выше, больше, быстрее, потом еще больше, еще выше, еще быстрее... Мегагерцы, Гигагерцы... А потом нервные срывы и - милости просим к нам в гнездо, в комнату с белым потолком, с правом на надежду! И это еще хорошо, если так повезет... А кому это надо? Мне, например, не надо. Свой последний проект на микроконтроллере AVR я сделал на тактовой частоте в 32768 Гц. Ни больше, ни меньше, а 32 килогерца. Само собой, это вышло не специально... Просто решил делать часы на микроконтроллере, в котором нет аппаратного таймера специально под организацию часов реального времени... Ну и самым простым оказалось перевести весь проект на тактирование от часового кварца.  А чего такого? Это самая низкая из доступных "по умолчанию" частот (даже тактирование от генератора WDT и то на большей частоте получается - порядка 100 кГц), при том стабильная, ибо кварц.  И вышло так, что практически никаких ограничений в процессе написания прошивки я не испытывал...

Раздвоение личности

Всего у человека по два, ну, почти всего: два глаза, две ноги, две почки... Два компьютера. Бывает, что и не два, а больше. Но голова у человека все-таки одна, и, хотя рук две, работать приходится ею одной, а в этом случае количество компьютеров не плюс, а скорее минус. Вот два монитора, или, тем более, больше - это да, это помогает... Но, как я уже ранее упоминал, есть способы головную боль уменьшить и в этом случае.

Музей древностей

Был я молод, был я весел... Даже имел свой блог на сайте Паяльник (не к ночи будь сказано). Но, паяльник на то и паяльник, что неугодным его можно вставить в... в общем, вставить. А это неприятно, поверьте мне... В общем, забанили меня там. Поэтому новый личный блог я начал с переноса оттуда сюда буйной головы своих раздумий... Коллекция древностей будет пополняться, по мере сил. А потом пойдет пополнение уже свежачком...